Часть 1
За многолетнюю практику общения в среде подводных охотников и рыболовов-любителей я не раз наблюдал регулярно возникающие дискуссии на тему «что можно/что нельзя в нашем деле с точки зрения закона», а также участвовал в таких дискуссиях. И почти каждый раз с удивлением обнаруживал, что есть люди (и таких немало), которые не знают очевидных вещей, которые русским про белому прописаны в действующих нормативных документах – законах, правилах и кодексах, в которых, с моей точки зрения, необходимо хорошо ориентироваться каждому рыбаку, если он не хочет оказаться в неприятной ситуации. Кстати, все же знают, что подводная охота это одна из разновидностей любительской рыбалки, соответственно, она регулируется «рыболовной» нормативной базой? По моему опыту, не все, особенно новички.
И это, конечно же, не претензия, но ещё одна причина для написания этого текста. Каждый упомянутый документ с гиперссылкой рекомендую прочитать. Я буду давать свои комментарии к ним, но прошу не забывать, что это моё личное мнение, которое может не совпадать с иными точками зрения.
Самым главным документом, который устанавливает правила игры в нашем деле, является федеральный закон «О любительском рыболовстве» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102498179, принятый в конце 2018 года и вступивший в силу в с началом 2020 года. Ранее правоотношения в этой области регулировал ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (его читать не обязательно), где любительскому рыболовству была посвящена отдельная статья.
Тут надо сделать пояснение. Первая попытка принять отдельный закон о любительском рыболовстве в России была в 2012 году, но законопроект получился очень, мягко говоря, противоречивым, и вызвал крайне негативную реакцию общества. Фактически, речь шла о монетизации права на любительскую рыбалку. Государство тогда вовремя «врубило задний ход», и уже в следующем году появилась новая, более адекватная редакция законопроекта, окончательное принятие которого, впрочем, растянулось на шесть лет.
В целом, с моей точки зрения, закон скорее полезный, чем наоборот. По крайней мере, каких-то откровенно несправедливых положений я там не вижу. Главное его достоинство в том, что он запретил сети, как легальное орудие любительской рыбалки, на территории большей части регионов страны. Правда, сделано исключение для районов «Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», но Приморский край в число регионов, где сети «в законе», не вошел, и на том спасибо.
Но есть у этого закона и недостатки. Я расскажу об главных, с моей точки зрения, в том числе для того, чтобы обозначить имеющиеся узкие места, которые могут потенциально вызвать сложности в практическом применении.
Так, формулировка определения «любительское рыболовство» как «деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий» позволила некоторым трактовать это положение как запрет на продажу улова, что является, с моей точки зрения, очень спорным тезисом. Кроме того, я считаю, что такая трактовка вступает в прямое противоречие со статьей 5 этого закона, где сказано «граждане, которые осуществляют любительское рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством» без всяких оговорок. В любом случае, прямого ответа на вопрос, можно ли продавать улов, добытый в ходе любительского рыболовства, в законе нет, но и прямого запрета там тоже нет. При этом некоторые другие ограничения оговорены достаточно подробно и недвусмысленно (тот же запрет сетей или автономных дыхательных аппаратов на подводной охоте).
Кстати, о запретах и ограничениях при осуществлении ПО. Этот вопрос оговорен в статье 7. В целом, каких-то драконовских мер там нет, в основном перечислены запреты, которые действовали и ранее.
Также вопросы вызывают положения, связанные с рыбалкой на арендных участках аквакультуры. Добыча водных биоресурсов, не являющихся объектами аквакультуры, допускается на этих участках только с многочисленными оговорками. Грубо говоря, для осуществления рыболовства там практически всегда необходимо согласие арендатора, но в ряде случаев такое требование с моей точки зрения не логично и не справедливо. Считаю, что в законодательстве эту тему надо прописать подробнее и с учетом прав рыболовов-любителей во избежание конфликтных ситуаций с пользователями участков.
Интерактивная карта, где отмечены действующие и перспективные участки под аквакультуру, находится здесь https://app.aquavostok.ru/map, рекомендую ознакомиться. На карте обозначены так называемые буферные зоны вокруг аквакультурных участков, где якобы запрещены погружения. Подтверждения этому я нигде не нашел, но сами аквакультурщики этот тезис усердно продвигают, из понятных соображения. Вообще правовой статус буферной зоны достаточно неясен.
Ну и главный недостаток закона с точки зрения осуществления именно подводной охоты я вижу в том, что ни закон «О любительском рыболовстве», ни связанные с ним подзаконные акты, ни другие нормативные документы не содержат определения, что такое подводная охота. О ней говорится как о предмете, который сам собой разумеется. Вместе с тем, в законе прописаны ограничения, направленные именно на подводную охоту, таким образом, мне представляется логичным, что в именно в этом законе должно быть и официальное определение подводной охоты, как разновидности любительского рыболовства. Отсутствие такого определения влечет возможные различные толкования некоторых норм, о которых поговорим чуть ниже.
Второй, и, пожалуй, самый важный с точки зрения практического применения документ, это «Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна» https://docs.cntd.ru/document/554767016 (далее - правила рыболовства). Это универсальные правила, которые регламентируют все виды рыболовства, нас в первую очередь интересует раздел «Любительское рыболовство». Другие разделы читать не обязательно, но ознакомиться будет не лишне.
*Если читатель живет в регионе, не входящим в ДВ рыбохозяйственный бассейн, или хочет отправиться туда на рыбалку/нырялку, то ему надо изучать правила рыболовства соответствующего рыбохозяйственного бассейна, всего в нашей стране их 8. Основные положения правил схожи, но есть и различия, причем они есть и среди регионов, входящих в один и тот же рыбохозяйственный бассейн.
«Бассейновые» правила рыболовства приняли в 2008 году, до этого действовали региональные правила любительского и спортивного рыболовства, которые были развитием тех, что принимали еще при Советской власти. Действующие правила обновляются раз в один-два года, на сегодняшний момент актуальна редакция 2020 года, но в этом году вступит в силу новая редакция, по части любительского рыболовства не имеющая принципиальных отличий.
Таким образом, документ постоянно совершенствуется и изменяется, за этим процессом я пристально наблюдаю с 2008 года. И, по моему мнению, совершенствуется он в правильном направлении, с учетом интересов граждан в части любительского рыболовства. Но это происходит не так быстро, как того хотелось бы. Это объясняется тем, что документ федеральный, и процесс внесения изменений в него достаточно долгий и сложный. Изменения в них вносятся пакетами, причем сразу во все разделы. Пока предложения соберут от всех регионов, входящих в рыбохозяйственный бассейн и всех заинтересованных структур, пока рассмотрят, пока утвердят – вот год и прошёл, а то и два.
Но что имеем, то имеем. Даже несмотря на забюрократизированную процедуру внесения изменений, документ совершенствуется, повторюсь, в правильном направлении. Из наиболее важных примеров (применительно к Приморскому краю) можно назвать справедливое решение вопроса по применению фонарей при осуществлении подводной охоте, снятие фактического запрета на добычу гребешка и пиленгаса, упрощение процедуры добычи тихоокеанских лососей и крабов, введение адекватных суточных норм добычи ВБР в любительском режиме. Кстати, именно по нормам добычи и местным ограничениям по срокам и местам рыбалки регионы в основном и отличаются друг от друга, даже в рамках одного рыбохозяйственного бассейна.
Теперь о том, что еще предстоит уточнить, прояснить и исправить.
Во-первых, это статус остроги (гавайского копья, слинга) на подводной охоте. Применение остроги правилами рыболовства запрещено. Наверное, это правильно, если говорить об острожении рыбы с поверхности. Но если острога, особенно в виде, адаптированном именно под ПО (гавайское копьё, слинг) применяется строго при осуществлении подводной охоты, то в чем разница между ней и «специальным ружьём или пистолетом для подводной охоты»? Принцип добычи рыбы тот же самый, при этом охота с гавайским копьём, по мнению многих практиков, более спортивна. Кстати, кто-нибудь знает, что такое пресловутый «пистолет для подводной охоты»? Чем он отличается от ружья? Но в правилах применение этого странного орудия добычи разрешено, а остроги/гавайки под водой – нет. При этом применение орудий подводной охоты с берега и плавсредств запрещено, то есть использование гавайки, в случае ее легализации, возможно только при осуществлении ПО. Но пока по букве закона гавайское копье считается острогой, то есть теоретически к ней могут придраться. Возможно, если до этого дойдет дело, есть шанс доказать, что это «специальное ружье для ПО» бесствольной конструкции (при наличии резиновой петли), но тут тоже как повезет.
Теперь о другом «вопросе, который вызывает вопросы». В законе «О любительском рыболовстве», прописан, а в правилах продублирован запрет на использование автономных дыхательных аппаратов при осуществлении подводной охоты. В то же время, установлены нормы на добычу ряда водных беспозвоночных организмов, (ракообразных, моллюсков), которых можно добывать без применения подводного ружья, просто руками. Означает ли это, что добычу таких видов можно осуществлять только на задержке дыхания или нет? По букве закона, вроде бы, да. Но по факту, насколько мне известно, контролирующие органы глаза на это в большинстве случаев «приподзакрывают». Но ведь могут и «приподоткрыть», когда надо. Это еще раз к вопросу о необходимости официального определения понятия «подводная охота».
Далее, из правового поля фактически выпал ряд биологических видов, не упомянутых в правилах. Для них не установлены ни суточные нормы добычи, ни минимальные размеры. С одной стороны, чем меньше ограничений для простого рыбака, тем лучше, с другой – отсутствие ограничений позволяет, например, заготавливать осьминогов в буквальном смысле слова бочками или вылавливать неполовозрелую молодь тех же темных или жёлтых окуней.
Третий документ, с которым необходимо ознакомиться, это «Красная книга Приморского края» http://oopt.aari.ru/rbdata/77/anim, или Красные книги тех регионов, где вы намерены рыбачить. Прежде всего, речь идет о разделе, который касается рыб и других водных животных.
Поясню, что в нашей стране один и тот же биологический вид в разных регионах может входить или не входить в список особо охраняемых видов (Красную книгу региона). Поэтому, например, сибирский таймень это краснокнижный вид в Красноярском крае, Иркутской области и некоторых других регионах, а в Приморье это промысловый вид, на который, применительно к любительскому рыболовству, установлены минимальные размеры и суточные нормы добычи.
В правилах рыболовства по какой-то причине виды, внесенные в региональную КК, упомянуты лишь частично (осетровые). Но это не означает, что добыча других краснокнижных видов разрешена. Более того, ответственность, предусмотренная за добычу таких видов серьезнее, чем за простое нарушение правил рыболовства.
Кстати, что касается Красной Книги Приморского края, то, насколько мне известно, в ближайшее время из неё планируют вывести два вида, интересных для любительской рыбалки – ауху (китайского ерша) и сома Солдатова. Но, пока этого не произошло, это краснокнижные виды, их незаконна добыча предусматривает соответствующую ответственность.
В целом, знакомства с этими тремя документами (закон о любительском рыболовстве, правила рыболовства и региональная Красная книга) достаточно для законопослушного рыболова, чтобы значительно сократить для себя шансы нарушить действующее законодательство. В следующей части поговорим об ответственности, которая предусмотрена за такие нарушения, и о документах, где эта ответственность прописана.
Какие нормативные акты надо знать подводному охотнику в Приморье
- Trout
- Сообщения: 3644
- Зарегистрирован: 17 мар 2009, 01:53
- ФИО: Евгений
- Откуда: Планета Земля, 13 в тентуре
Какие нормативные акты надо знать подводному охотнику в Приморье
...А с берега на это глядя, смеялись две каких-то PADI.
Re: Какие нормативные акты надо знать подводному охотнику в Приморье
почему то не открывается карта участков.До недавнего времени всё было нрмально
- Trout
- Сообщения: 3644
- Зарегистрирован: 17 мар 2009, 01:53
- ФИО: Евгений
- Откуда: Планета Земля, 13 в тентуре
Re: Какие нормативные акты надо знать подводному охотнику в Приморье
frogman писал(а):почему то не открывается карта участков.До недавнего времени всё было нрмально
С десктопа все норм открывается. С телефона - плохо, да.
...А с берега на это глядя, смеялись две каких-то PADI.
Вернуться в «Закон и подводная охота»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей